Влияние эфирных масел на память, концентрацию, восприятие

Наш мозг воспринимает то, что мы вдыхаем носом. Нос и мозг работают вместе, чтобы обнаруживать, распознавать и анализировать запах. Как мы воспринимаем и почему воспринимаем запахи – вопросы, которые важны не только для тех, кто работает с запахами.

В начале каждого учебного года мне задают вопросы о том, как помочь детям в школе лучше запоминать, концентрироваться, понимать задачи, как воодушевить, ободрить или успокаивать их.

Мыслительные процессы и эфирные масла

О влиянии ароматических растений на мыслительные процессы наши предки знали тысячи лет назад, но всего несколько десятилетий назад было клинически установлено, что эфирные масла и их компоненты влияют на мыслительные процессы.

В 1997 г. исследователи обнаружили, что некоторые компоненты эфирных масел могут связываться с глутаматными, никотиновыми и мускариновыми холинергическими рецепторами в ткани мозга. Исследователи эфирных масел утверждают, что действие ароматических соединений на холинергическую систему особенно положительно влияет на когнитивные (перцептивные) функции.

Когда мы вдыхаем, воздух, попадающий в ноздри, несет с собой молекулы запаха. Эти молекулы улавливаются небольшими волосками, называемыми ресничками, которые выступают из обонятельного эпителия в глубине слизистой оболочки носа. Обонятельный эпителий носа имеет обонятельные клетки и расположен в миниатюрной области в верхней части полости носа.

Реснички, или волоски, переносят ароматическую молекулу к обонятельной клетке, полной рецепторов. Здесь импульс, вызванный молекулой запаха, перемещается в центр обонятельного анализатора.

От обонятельных рецепторов в верхней части носовой полости, через обонятельную луковицу (bulbus olfactorius) и обонятельный тракт (tractus olfactorius) информация поступает непосредственно в кору обонятельного анализатора в изгибе аммонова рога, в его крючке (gyrus hippocampalis et uncus) и в миндалевидное тело лимбической системы (corpus amygdaloideum).

Запах формируется не одной ароматической молекулой, а множеством одновременно (человек на балконе пьет кофе, курит сигарету, сосед заводит машину, и я, проходя мимо, чувствую все это облако запахов сразу). Это означает, что активируются определенные области обонятельных нейронов, и информация, которую они несут об этих молекулах, проецируется в определенные области в обонятельной луковице, а дальше сигнал проходит в обонятельную кору, лимбическую систему, области, отвечающие за поддержание функций организма, воспоминаний; области мозга, в которых разрабатываются планы и организационные стратегии, принимаются логические и социальные решения и так далее.

Учитывая все эти обонятельные связи в мозге, неудивительно, что запахи оказывают значительное влияние на психику, настроение, память, восприятие, концентрацию, сосредоточение, расслабление, благополучие.

Влияние эфирных масел на концентрацию

Смесь эфирных масел болгарской розы, лаванды и герани изучали 48 студентов-медиков. В комнате, где находилась учебная группа, распространили 1% смеси. Эта смесь явно тонизировала нервно-психическую активность. Концентрация, внимание, ритм работы увеличились, время реакции уменьшилось. Исследователи пришли к выводу, что эти эффекты не зависят от того, нравятся ли людям запахи эфирных масел. (1969)

Однако последующие исследования (2002) показали, что если людям нравился запах, он был приятным, настроение значительно улучшалось, а также и другие связанные реакции – внимание, концентрация – и, наоборот, неприятные запахи заметно ухудшали настроение. Ароматерапевты могут сказать на основании своего эмпирического опыта, что клиент будет гораздо более расслабленным и гораздо лучше примет терапию, если запахи используемых эфирных масел ему нравятся, пахнут приятно.

Где мои предпочтения? Я считаю, что, когда мы используем эфирные масла для решения психических проблем, проблем мышления, восприятия и памяти, очень важен приятный запах смесей эфирных масел.

Внимательность и бодрость. Важность доз и концентраций эфирных масел

Вдыхание эфирных масел с борнилацетатом оказывает выраженное влияние на познание, эмоции и поведение. Этот сложный эфир содержится в эфирных маслах можжевельников, пихт, елей, девясила.

Небольшие количества этих эфирных масел вызывают расслабление вегетативных нервов и снижают напряжение у тех, кто занимается зрительной работой, но работоспособность сохраняется, активность симпатической нервной системы не снижается. Таким образом, ингаляции эфирных масел, содержащих борнилацетат, отлично подходят для тех, кто хочет расслабиться, но оставаться бодрым. Однако высокие дозы тех же эфирных масел снижают бдительность и работоспособность, они успокаивают и даже вызывают сонливость. Вот такой небольшой пример, что дозы эфирных масел и их концентрация в смесях или в воздухе помещения являются решающим фактором.

Напоминаю вам мое золотое правило: лучше меньше, да лучше.

Улучшение памяти

И взрослые, и дети, у которых проблемы с памятью и которым трудно сконцентрироваться, часто бывают в плохом настроении или имеют симптомы депрессии. Огромное влияние эфирных масел на поддержание хорошего настроения подробно описано во многих научных статьях и известно из клинической практики.

Для хорошего настроения, а также для улучшения памяти и концентрации внимания лучше всего подходят:

Лимон

Апельсин

Мандарин

Ладан (Сомали)

Ладан индийский

Герань (пеларгоний бурбонский)

Розмарин, СТ цинеола

Мускатный шалфей

Лаванда

Майоран

Чайное дерево

Они корректируют настроение, успокаивают и гармонизируют как индивидуально, так и в смесях.

Укреплению памяти, особенно в краткосрочной перспективе, успешно помогают:

Эфирное масло литзеи (индия) – успокаивает тревогу: истерию, головокружение, бессонницу, нервную депрессию, потерю памяти, стресс; используется в различных средствах от головокружения, истерии и потери памяти.

эфирное масло гвоздики – психостимулятор: потеря памяти, умственная усталость; нейротоник: слабость, утомляемость.

Ничто так не улучшает настроение, как успокаивающие прикосновения – массаж с эфирными маслами.

Ничто не мешает вырастить на подоконнике в классе или дома небольшой благоухающий сад – запах мелиссы, майорана, лаванды, розмарина может сделать нас счастливыми, спокойными и готовыми к работе весь день.

Нарушения обучения и ароматерапия

Несколько советов

Вдыхание эфирных масел и массаж с ними оказывают сильное влияние на людей с нарушением обучаемости, аутизмом, нарушением памяти. Это благополучно и для пациента, и для ароматерапевта. Прикосновение и запах эфирного масла помогают укрепить уверенность, снизить напряжение, агрессию или враждебность и улучшить самочувствие. Ароматерапия – это огромный канал общения, для всех – от самых маленьких до самых старых. Он способствует осознанию тела, расслаблению и улучшает здоровье в целом.

Исследования показали, что изучение иностранных слов с приятным запахом улучшает память на 50% (!). Другое исследование показало, что ароматы могут влиять на мышление и поведение людей: испытуемые находились в комнате с ароматным воздухом; в таких условиях эти люди ставили перед собой более высокие цели, были более склонны к мирным переговорам и могли более успешно разрешать конфликты.

Ароматы – невербальный инструмент, который создает и поддерживает связи между людьми и местами. Если человек, скажем, с нарушением обучаемости осознает, что что-то, с чем он сталкивается, происходит в атмосфере приятного запаха, очень вероятно, что это осознание повторится, когда этот запах распространится снова.

Дети и взрослые с нарушениями обучаемости относятся к наиболее уязвимым слоям общества.

Эти люди также чрезвычайно чувствительны к запахам, поэтому любые эфирные масла, которые вы планируете использовать, должны быть нанесены на какой-нибудь носитель в низкой концентрации. Не рекомендуется нюхать их прямо из бутылки.

Если вы собираетесь использовать смесь эфирных масел для ребенка или взрослого с ограниченными возможностями обучения или аутизмом, не используйте более 2-3 эфирных масел.

Очень важно, чтобы смесь эфирных масел нравилась. Результат воздействия будет напрямую зависеть от того, нравится ли запах. И если тот или иной аромат действительно нравится, его нужно использовать в первую очередь, независимо от того, какой аромат больше всего подходит для той или иной проблемы.

Запах эфирного масла создает глубокую связь между объектами обучения и человеческой памятью. Предлагая понюхать эфирное масло или их смесь, обратите пристальное внимание на реакцию человека, его язык тела – отталкивает ли он, отстраняется, хмурится, тянется ли он за бутылочкой или рукой, которая пахнет эфирными маслами.

Эфирные масла для аутистов, людей с нарушением обучаемости можно использовать несколькими способами:

По 1 капле на ткань, салфетки, воротник одежды – для легкого распространения запаха;

Эфирные масла смешиваются с базовым маслом, которым ароматерапевт смазывает свою руку, нюхает ее и дает нюхать своему клиенту, мать ребенку и так далее. Таким образом устанавливается непосредственная связь. Если этот метод работает хорошо, вы можете иметь несколько бутылочек эфирных масел, разбавленных маслом жожоба, и использовать их на руке, чтобы дать понюхать. Из них вы можете выбрать 2-3 эфирных масла, которые можно смешать в чистом виде и использовать для ароматизации воздуха. Скажем, пачули отлично подходит при перевозбуждении, раздражении, постоянном стрессе и беспокойстве. Однако ребенку может совсем не понравиться его запах. Поэтому можно добавить приятные ароматы – лимон, апельсин, римскую ромашку или мандарин и создать ароматную смесь.

И несколько советов для готовящихся в школу:

• ЭМ лимона, базилика и розмарина стимулируют умственную активность и концентрацию;

• ЭМ лавра благородного (терпинен-4-ол снижает холинэстеразу и улучшает функцию восприятия) непосредственно для обучения и запоминания. Вспомните греческого бога Аполлона – символа света разума – с лавровым венком;

• ЭМ мяты перечной улучшает мозговое кровообращение, взбадривает и помогает усваивать знания, но не подходит для детей младше 7 лет;

• Улучшается память с ЭМ базилика, розмарина, чайного дерева, литзеи, тимьяна и сосны;

• Долгосрочную память улучшает эфирное масло розмарина;

• Кратковременную память улучшают ЭМ чайного дерева, литзеи, тимьяна и сосны;

• ЭМ кардамона стимулирует любопытство и запоминание;

• ЭМ семена кориандра пробуждают энтузиазм, желание учиться и поощряют творчество;

• ЭМ мускатного шалфея улучшает память и больше всего вторичной или долговременной памяти.

Laimė Kiškūnė, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *